Вспоминаем главные события уходящего года, которые оставили значимый след в истории компании Nike. От проблем с поставками товаров и до новых релизов.
Второй год постковидной эры подошёл к концу. Многое в мире изменилось за эти два года. Ещё больше людей научились заказывать одежду и обувь через интернет, многие стали работать удалённо из дома, привыкли к отмене массовых мероприятий и постепенно начали погружаться в метавселенную.
В этом материале мы вспомним наиболее значимые события вокруг Nike в 2021 году. Начнём с трудностей, с которыми пришлось столкнутся компании, и плавно перейдём к основным достижениям и успехам.
Проблемы с поставками
В начале осени Nike сообщила, что столкнулась с серьёзными проблемами в цепочке поставок. Из-за обострения ситуации с распространением коронавируса во Вьетнаме были закрыты большинство местных предприятий. В том числе фабрики, выпускающие одежду и обувь. В некоторых категориях товаров Nike доля локализации производства во Вьетнаме доходит до 70%, поэтому карантинные меры стали большой трудностью. Компании даже пришлось предупредить потребителей о возможном дефиците товаров к рождественским праздникам.
К счастью, уже в начале ноября фабрики возобновили работу и значительную часть проблем с поставками удалось решить.
Финансовые результаты
На протяжении всего года Nike выпускала сильные квартальные отчёты. Размеры выручки и чистой прибыли превосходили ожидания аналитиков. К концу второго года пандемии бизнес компании на фоне конкурентов выглядит даже сильнее, чем несколькими годами ранее. За год акции компании выросли в цене на 20%. Nike делает ставку на увеличение доли прямых продаж в собственных магазинах и развитие всех цифровых каналов обслуживания потребителей. И такая стратегия даёт хорошие плоды.
Финансовому успеху способствовала и грамотная политика компании в отношении персонала. Так, летом Nike приостановила работу офисов для снижения уровня стресса и предотвращения выгорания у своих специалистов. Т.е. не прекращать работу, когда уже стало плохо, а заблаговременно предупреждать возникновение таких ситуаций. Это стало передовой практикой, которую взяли на вооружение другие крупные компании из разных отраслей.
А ещё в этом году на территории штаб-квартиры Nike начал работать новый центр инноваций имени Леброна Джеймса. Он стал новым домом для спортивной исследовательской лаборатории Nike – NSRL.
По данным консалтингового агентства Interbrands, стоимость бренда Nike выросла в 2021 г. на 24%, достигнув отметки $42,538 млрд. Такой ощутимый прирост позволил компании переместиться с 15 на 11 место в рейтинге ТОП-100 самых дорогих брендов мира по версии Interbrands.
Релизы новых моделей
В течение года мы увидели много новинок и обновлений популярных линеек.
Вышло следующее поколение в линейке Mercurial – бутсы Vapor 14 и Superfly 8, а также обновлённая модель для уличного футбола Streetgato 2021. Появился ряд экологичных моделей: Air VaporMax 2021, Cosmic Unity, Air Max Viva и VaporMax Evo. И кроссовки, которые можно одевать без рук: GO FlyEase и Glide FlyEase.
Для бегунов Nike представила высокотехнологичную одежду Nike NSRL, второе поколение марафонских кроссовок ZoomX Vaporfly NEXT% 2, уже тридцать восьмую версию тренировочных кроссовок Air Zoom Pegasus 38, гибридные кроссовки для забегов и тренировок Zoom Fly 4, трейловые кроссовки Pegasus Trail 3 GORE-TEX.
В линейке Air Max появилась модель с открытой воздушной подушкой Air Max Pre-Day и новые Air Max 2021. Вышли кроссовки для силовых тренировок Metcon 7.
Больше всего релизов в 2021 году было от подразделения Nike Basketball: новая серия кроссовок Greater Than, четырнадцатые кроссовки Кевина Дюранта KD14, именные кроссовки Зайона Уильямсона Zion 1, серия кроссовок, посвящённая знаковым событиям и людям в жизни Майкла Джордана Jordan Series, третьи кроссовки Янниса Адетокунбо Zoom Freak 3, именные кроссовки Майкла Джордана Air Jordan XXXVI, следующие кроссовки Леброна Джеймса LeBron XIX.
Поступил в продажу актуальный аксессуар – маска Nike Venturer, кроссовки в походном стиле Free Terra Vista, следующая итерация в линейке сверхкомфортной обуви Offline Pack, функциональные и стильные кроссовки для танцоров Air Sesh.
Коллаборации
Два выдающихся спортсмена – футболист Килиан Мбаппе и баскетболист Леброн Джеймс – объединились под эгидой Nike, чтобы выпустить футбольные бутсы и баскетбольные кроссовки. Легендарный марафонец Элиуд Кипчоге представил свою беговую коллекцию. Совместно с компанией Sony были выпущены кроссовки в стиле PlayStation 5. А к выходу второй части фильма «Космический джем» подготовлена одноименная коллекция с мультяшным дизайном.
Трэвис Скотт вместе с Jordan выпустил коллекцию одежды и кроссовки Air Jordan 6. На конец года был также запланирован выход Air Max 1 Cactus Jack, но из-за трагических событий на фестивале Astroworld в середине ноября релиз был отложен на неопределённый срок.
Совместно с брендом Off-White были выпущены беговые кроссовки Air Zoom Tempo NEXT%, сразу 50 расцветок Dunk Low и две расцветки культовой модели Air Jordan 2. В конце ноября стало известно о внезапной гибели основателя Off-White Вирджила Абло в возрасте 41 года. Причиной смерти стала редкая агрессивная форма рака. Вирджил был один из самых ярких представителей модной индустрии последних лет. С 2016 года он был любимым членом семей брендов Nike, Jordan и Converse, успев выпустить несколько десятков кроссовок и коллекции одежды.
Кумир молодёжи певица Билли Айлиш представила свои первые кроссовки в коллаборации с Jordan, а точнее сразу две пары – Air Jordan 1 KO и Air Jordan 15. Собственную модель кроссовок KWONDO1 получил популярный корейский рэпер G-DRAGON. После выпуска двух Air Force 1 Para-noise звезда K-POP вместе с Nike создали изящные белые кроссовки броги.
Наоми Осака представила кроссовки Nike с кристаллами Swarovski. Вместе со Swarovski Nike выпустила ещё один сверкающий силуэт с кристаллами особой формы – Air Force 1 LLX. Американская футбольная звезда Меган Рапино объявила о создании с Nike линейки одежды Victory Redefined. А ещё были коллаборации с Кимом Джонсом, Skepta, Supreme, Readymade, COMME des GARÇONS и др.
Громкие скандалы
Не обошлось и без нескольких скандалов, получивших широкую огласку.
Весной китайская общественность объявила бойкот H&M и Nike, призвав не покупать продукцию брендов. Причиной послужили заявления компаний о том, что они не будут использовать для производства своей продукции хлопок и пряжу из Синьцзян-Уйгурского автономного района. Решения были приняты на фоне широкой дискуссии о нарушении прав человека и использовании подневольного труда уйгуров на уборке хлопка. Ближе к осени эта резонансная тема поутихла, но её отголоски всё ещё можно было услышать вплоть до окончания года.
Примерно в это же время скандально-известный рэпер Li Nas X совместно с компанией MSCHF выпустил лимитированную серию кастомизированных кроссовок Air Max 97. В каждой из 666 пар Satan Shoes («Сатанинская обувь») была добавлена капля настоящей человеческой крови. На шнурках нанесли пентаграмму, а на самих кроссовках – отсылку к посланию из Евангелия от Луки. За такую продукцию рэпера обвинили в «пропаганде сатанизма» и оскорблении религии. Nike подала в суд на создателей кроссовок и выиграла его. Всю партию изъяли из продажи, а рэпер сделал публичное извинение за такой релиз.
Экологичность
Nike продолжила работать в русле общего мирового тренда на экологичность. В этом году компания выпустила отчёт о влиянии за последние 5 лет о обозначила глобальные цели на следующую пятилетку. Весомая доля этих задач относится к экологической повестке. Если говорить о прошедших 5 годах, то Nike не удалось добиться всех поставленных целей в плане защиты окружающей среды. Но часть из них всё же была достигнута, а по другим зафиксирован значительный прогресс.
В этом году в США была запущена пилотная программа по восстановлению использованных кроссовок Nike Refurbished. Это ещё одно предложение для потребителей в рамках циклических принципов бренда. Программа продлевает срок службы трёх типов обуви: почти новая, аккуратно использованная и с видимыми дефектами.
Ещё одна программа Reuse-A-Shoe, связанная уже с переработкой кроссовок, расширила своё действие на территории России. Теперь помимо Москвы сдать старые кроссовки на переработку могут жители Санкт-Петербурга.
Весной Nike представила целую линейку экологичных кроссовок, включающую как совершенно новые силуэты, так и классические модели с использованием переработанных материалов.
Цифровая трансформация
Nike купила стартап по интеграции данных Datalogue. Это позволит компании ускорить цифровую трансформацию и ещё лучше ориентироваться на потребности своих клиентов. Вслед за Facebook компания стала активно готовиться к выходу в метавселенную. Для начала Nike зарегистрировала свои главные товарные знаки для использования их в цифровой среде.
Далее был представлен мир NIKELAND на платформе Roblox, созданный на основе реальной штаб-квартиры компании. Любой желающий может исследовать мир Nike, получать экипировку для своего цифрового аватара, играть в спортивные игры и строить свои спортивные площадки.
Вслед за этим Nike объявила о приобретении студии RTFKT, которая стала известной благодаря созданию цифровых предметов, в том числе виртуальных кроссовок. Такой актив поможет ускорить погружение в рынок метавселенных, который в перспективе достигнет объёма в триллион долларов.
Реклама
Главной рекламной активностью уходящего года стала кампания Play New. Она вдохновляет людей не останавливаться на достигнутом, а постоянно пробовать что-то новое. Даже если получается ужасно, это не будет провалом.
В продолжение этой идеи Nike Football переосмыслило игру в футбол, пригласив всех в The Land of New Football – страну нового футбола. Никаких стереотипов, эксклюзивности и неравенства – только игра в любимый вид спорта.
Евро 2020 и Олимпиада в Токио
Двумя главными спортивными событиями года стали перенесённый на этот год Чемпионат Европы по футболу 2020 и летняя Олимпиада в Японии. На Евро Nike представляли 9 сборных против 8 у Adidas и 4 у Puma. Это сделало Nike ведущим техническим спонсором соревнований. Вся форма команд изготавливалась на 100% из переработанных материалов.
Олимпиада в Токио запомнилась успехами российской атлетов, особенно в фехтовании и стрельбе. В программе игр появились соревнования по скейтбордингу, а ещё удивил юный возраст участников. Так 13-летняя британская скейтбордистка и амбассадор Nike Скай Браун завоевала бронзовую медаль.
Внимание к детям
В этом году помимо традиционного шоу Nike Playlist компания создала специальную платформу Nike Play Lab. Здесь запускаются специальные челленджи для детей, направленные на привлечение их к спорту и активной жизни. Участники уже приняли вызовы от Килиана Мбаппе, Нанди Бушелл и Флер с Маймуной. Лучшие видео попали в ролики Nike на YouTube.
Также главная рекламная кампания года «Play New» в значительной степени направлена именно на молодое поколение. Кто, как не они любят играть в игры и пробовать что-то новенькое.
Приложение Nike в России
Главной новостью этого года для России стал долгожданный запуск основного мобильного приложения. До этого была возможность пользоваться лишь спортивными приложениями Nike Run Club и Nike Training Club. Теперь же весь ассортимент интернет-магазина, мероприятия и события, лента новостей, советы по тренировкам и эксклюзивные релизы доступны в приложении Nike.
Таким был 2021 год в жизни компании Nike и многочисленных любителей бренда. Следить за всеми актуальными новостями вы можете на нашем канале в Telegram. Желаем вам счастья, новых побед и открытый в будущем году!
***
Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Обсудить публикацию с другими можно в комментариях.