Nike Air Force 1 – это, несомненно, одна из величайших моделей кроссовок всех времен. Но что делает эту обувь такой замечательной и желанной среди фанатов по всему миру на протяжении десятилетий? Попробуем разобраться.
Есть мнение, что низкая модель AF1 белого цвета – это буквально воплощение свежести. Если у вас была пара Air Force 1 в начале 2000-х, то вы наверняка помните то чувство паранойи из-за того, что ваши кроссовки пачкаются. То же самое испытывали и тысячи других фанатов по всему миру.
Как создавалась легенда
История создания Air Force 1 начинается с одного человека – дизайнера Брюса Килгора. Большую часть своей карьеры он разрабатывал дизайн для бытовой техники и автомобилей. Когда Nike обратились к Брюсу, на тот момент он никогда ранее не занимался дизайном обуви.

Брюс разработал дизайн и других знаковых моделей, таких как Air Jordan 2 (1987) и Nike Sock Racer (1986). Вместе с Биллом Бауэрманом и самым первым сотрудником Nike Джеффом Джонсоном Брюс усовершенствовал дизайн беговых шиповок Nike Zoom. Это помогло легкоатлету Карлу Льюису выиграть четыре золотые медали на олимпийских играх 1984 года. Но самая известная работа Килгора – это, конечно же, дизайн Nike Air Force 1.
В 1978 г. Nike выпустила кроссовки Nike Tailwind. Это была первая модель с применением знаменитой теперь «воздушной» технологии Air. После успеха Tailwind Nike решила сосредоточить свои усилия на баскетбольной обуви.
Начало, 1982 г.

На фоне роста популярности игры в баскетбол Nike поставила Брюсу задачу разработать первые в мире баскетбольные кроссы с технологией Air. Дизайн Брюса включал несколько инновационных функций. Это была первая обувь с воздушной капсулой в подошве, что позволило увеличить долговечность системы амортизации.
Также подошва имела особую форму для большей легкости передвижения по площадке. После выпуска в 1982 г. Nike Air Force 1 были доступны в виде высокой модели с ремешком на щиколотке. Цветовая палитра состояла из белого и серого цветов. Стоит отметить, что дизайн кросовок был вдохновлен высокими ботинками, в частности походными ботинками Nike Air Approach.
Знаковая встреча

История создания Air Force 1 сыграла важную роль для еще одной знаковой фигуры Nike – легендарного дизайнера Тинкера Хэтфилда. Когда Брюс Килгор принес свои прототипы в лабораторию Nike для проведения стресс-тестов, то они попали на глаза находящемуся там в тот момент Хэтфилду.
Он был просто ослеплен тем, как ботинки себя показали в испытаниях, и был впечатлен работой Килгора.
Хэтфилд решил, что тоже хочет заняться дизайном кроссовок вместо архитектуры.
Продвижение Air Force 1

Рекламная кампания Air Force 1 была основана на серии роликов с шестью знаменитыми баскетболистами НБА:
- Мозес Мэлоун,
- Майкл Купер,
- Джамал Уилкс,
- Майкл Томпсон,
- Бобби Джонс,
- Кэлвин Нэтт.
Их называли «оригинальная шестерка». Реклама показывало самолет на заднем плане, потому что название модели было вдохновлено самолетом президента США «Air 1» (борт №1). На нём он летает по всему миру.
В мире спортивной обуви есть понятие эксклюзивных моделей (Player exclusive), которые выпускаются для одной команды или только одного игрока. В 1983 году высота профиля Air Force 1 была снижена во множестве эксклюзивных моделей для оригинальной шестерки. Дизайн был основан на цветах команд и личных предпочтениях баскетболистов.
Сolor of the Month Club

К 1984 г. в Nike готовы были поставить Air Force 1 на полку в музей ради следующей модели, которая должна была прийти им на смену. Но три ритейлера из Балтимора Charley Rudo Sports, Cinderella Shoes и Downtown Locker Room призвали Nike пересмотреть это решение. Три эти розничных сети, получившие впоследствии название «Три Амиго», начали то, что впоследствии назвали «Цвет клуба месяца» («Сolor of the Month Club»), когда одна и та же модель выходила в разных расцветках клубов.
Дети в Балтиморе фанатели от Air Force 1, им хотелось большего. «Цвет клуба месяца» не только спас легендарную модель, но и превратил вымирающий город в место для ежемесячного посещения коллекционерами кроссовок.
Культура кроссовок была на подъеме.
Печальный символ времени
В последующие годы эпидемия крэка на восточном побережье начала разрушать жизнь городских кварталов. Печально, но наркодилеры вдохновляли молодежь новыми тачками, одеждой, а главное – кроссовками.
В начале 1990-х годов белоснежные Air Force 1 были неофициально одобрены торговцами наркотиков. Также они произвела впечатление на молодых рэперов восточного побережья: Jay-Z из Бруклина и Cam’ron из Гарлема. Air Force 1 вышли за пределы лишь обуви для баскетбола и стали печальным символом на улицах.
Хип-хоп культура
Продажи Nike в то время собирались перейти на следующий уровень. В 2002 году рэпер Nelly выпустил хит «Air Force 1», который стал настоящим гимном этих кроссовок. В клипе парни хвастались покупкой сразу нескольких пар одновременно. Всего за 3 недели было продано 1,5 млн копий этого сингла.
Nike получила хорошую прибыль на популярности Air Force 1 в хип-хопе и проявила мудрость, начав активно сотрудничать с рэперами, такими как Fat Joe, Young Jeezy и Jay-Z. И это создало настоящее потребительское безумие.
Мировое признание
Благодаря простому и чистому дизайну оригинальной модели люди по всему миру самовыражались через яркие пользовательские расцветки этих кроссовок. Конкурирующие бренды Reebok, Lugz и Bape делали попытки перенять этот дизайн, но они не увеначались особым успехом.
В последние годы основатель Off-White Вирджил Абло в сотрудничестве с Nike выпустил четыре разные версии Air Force 1. Основатель A-Cold-Wall Сэмюэл Росс также добавил свою подпись на дизайн этих кроссовок. Добрались они и до мира высокой моды, начав блистать на подиумах вместе с элитными брендами.


Кроссовки Nike Air Force 1 остаются одной из самых продаваемых моделей обуви Nike. Они существуют уже почти 40 лет и не теряют своей актуальности. Эта обувь произвела впечатление на молодежь и хорошо продается на глобальном рынке.
Хотя сейчас «Эирфорсы» уже не так популярны как раньше, мало что изменилось с точки зрения развития этой модели. Оглядываясь назад на последние 10-15 лет, можно увидеть, что Nike вложила огромные ресурсы, чтобы эта обувь выдержала испытание временем. Эти кроссовки вышли за пределы социально-экономических классов, сделали революции в баскетбольной обуви и создали идеальный белый холст для художников со всего мира.
Разновидности Air Force 1

Кроссовки Nike Air Force 1 07 – это современная версия оригинальной модели. Она сочетает новые стильные детали и классический дизайн.

Эта версия сделана из кожи с контрастным сочетанием черного и белого. Кожа создаёт характерное сияние цвета и дополнена светоотражающими элементами.

Это смелая интерпретация оригинальной модели с более объемными и удлиненными элементами. Застежка с пряжкой делает переобувание удобным, а объемный ремешок надежно фиксирует посадку.

Белые высокие кроссовки с фирменной технологией Gore-Tex обеспечивают водонепроницаемость и комфорт в любую погоду. Отлично подойдут для периода межсезонья. Верх выполнен из кожи.

Зимние ботинки Air Force 1 – хороший вариант для холодного времени года. Выполнены из искусственной кожи и включают внутренний слой водонепроницаемого материала.
***
Дайте знать в комментариях, если информация была для вас полезной. Или напишите, чего не хватило. Также вы можете задать свои вопросы.
Где купить?
Широкий выбор кроссовок Nike Air Force 1 представлен в следующих магазинах. Сравните варианты по цене:
Полный список магазинов смотрите здесь.
Белые крутые, но чёрные нравятся больше.