Ключевые технологии кроссовок Nike с воздушной подушкой

Кроссовки Nike Air Max 720

Огромную популярность кроссовок Nike на воздушной подушке обеспечил ряд технологических и дизайнерских решений. В своё время они совершили прорыв в понимании того, как можно делать кроссовки и как они могут выглядеть.


В течение первых девяти лет своего существования воздушные подушки в обуви Nike были отмечены как жизнеспособная технология амортизации, подходящая для разных видов активности. Но самый динамичный инструмент оставался незамеченным. Ситуация изменилась в 1987 году, когда воздух стал видимым, став отражением эмоционального духа эпохи.

То, что когда-то задумывалась как простой технический компонент, стало критически важным элементом языка дизайна. Видимый воздушный блок был объектом желания для любителей кроссовок.

Есть ещё несколько примеров изобретательности в дизайне и производстве Nike Air, которые помогли постоянно переизобретать технологию. Это позволило её оставаться востребованной на протяжении десятилетий.

1. Конструкция с разъемным швом

Это решение позволило применять увеличенные по высоте воздушные подушки.

Самая большая воздушная подушка в Nike Air Max 720
Nike Air Max 720 с самой большой воздушной подушкой

Создание новых моделей в линейке Air Max требует умелого баланса между стабильностью и опытом. Одна из последних моделей Air Max 720 создаёт очень мягкие ощущения. Всё благодаря расширению границ используемых материалов и дизайна. Подошва Air-Sole здесь обеспечивает не только сильный отскок, но и удерживает ступню для поддержки. Это не позволяет владельцу раскачиваться, ведь иначе такая носка была бы далека от комфортной.

Ключевым элементом дизайна в модели 720 стало увеличение размеров воздушного блока. Большую подушку сделали благодаря конструкции с разъемным швом. Эта технология позволила получить нужную геометрию без потери целостности.

2. Выдувное формование

Подошвы Nike Air-Soles
Разнообразие форм подошв Nike Air-Soles

Создание больших подошв Air-Soles стало возможным благодаря технологии выдувного формования. С помощью неё воздушные подушки могли принимать новые формы и конструкции, включая различную высоту в одном пакете. Дизайнеры могли создавать разные камеры и капсулы с разным давлением, что обеспечивало превосходную зональную амортизацию.

Выдувное формование также позволило создать самые высокие воздушные подушки с лучшей защитой от ударов, минимизировать количество пены в межподошве и сделать самый заметный воздушный блок на сегодняшний день.

Эта технология производства изменила всё. Она открыла набор инструментов для дизайнеров и инженеров Nike, чтобы придумывать новые системы амортизации. Она стала идеальной демонстрацией для Air Max. Также она позволила сделать скачок вперёд в скорости производства, эффективности и стоимости. Ведь рисунок и форму сварного шва воздушного блока можно формировать в один этап.

Как это работает?

Сначала гранулы ТПУ загружаются в нагретую бочку. Вращающийся шнек измельчает гранулы до тех пор, пока они не станут жидкими. Когда материал становится вязким, его помещают в форму подобно выдавливанию зубной пасты в тюбик. В итоге материал принимает форму конечной желаемой детали. Пластик охлаждается и выходит из машины в виде готового компонента.

Когда Nike отказалась от использования газа SF6, процесс производства перешёл от выдувного формования к термоформованию с использованием листов из микрослоя. Те же дизайны, которые были созданы с помощью выдувного формования, были воспроизведены с помощью термоформования. Произошла плавная замена технологий, что никак не отразилось на потребителях – компания продолжила выпускать кроссовки в линейке Air Max.

3. Уменьшенный внешний слой (OSP)

Слой OSP
Слой OSP

The Outer Swept Pinch (OSP) – это выступ из ТПУ, который достаточно прочен и надёжен, чтобы прикрепить воздушную подушку к линии соединения с верхом обуви. Когда Nike изобрела OSP, это сделало возможным создание Air Vapormax Flyknit 2016 – первых кроссовок с блоком Air без пены, резины и клея. До этого для всей обуви Nike Air требовались элементы, такие как пена или ТПУ, для соединения воздушной подушки с верхом. Эти дополнительные элементы увеличивали вес и уменьшали ощущение мягкости, упругости и гибкости воздуха.

Особенности технологии

OSP обеспечивает более толстый и жёсткий каркас для сборки подушки, при этом позволяя ей оставаться гибкой. Это похоже на то, как жесткий периметр теннисной ракетки поддерживает её упругие струны.

Выступ позволяет дизайнерам использовать большие воздушные камеры без ограничений и формировать верхнюю часть подошвы так, чтобы она соответствовала стопе. А это является исключительно сложной задачей. Разделительные и формирующие линии OSP могут быть скрыты, благодаря чему соединение между подушкой и верхом кажется бесшовным.

Знаковые вехи серии Air Max

Nike Air Max 180
Nike Air Max 180

1991 – дизайнер-ветеран Брюс Килгор, один из тех, кто изначально использовал Air в баскетбольной обуви, применил технологию выдувного формования для создания первого блока Nike Air 180, который виден сквозь пятку обуви и по бокам.

Nike Air Max 93
Nike Air Max 93

1993 – Nike совершенствует искусство выдувного формования в Air Max 93, позволяя дизайнерам создать элемент Air-Sole, который буквально выходит за пределы межподошвы. Новая технология обеспечивает на 35% более мягкую амортизацию Air, полную видимость воздуха в пятке и совершенно новый вид.

Nike Air Max 360
Nike Air Max 2006

2006 – Nike создаёт первую межподошву Nike Air с углом обзора 360 градусов, полностью исключающую традиционную межподошву. Истоки проекта уходят корнями в так называемый «пузырьковый воздух». Он включал вакуумное формование полиуретанового листа и подошвы вместе, укладывание другого листа сверху, соединение этих листов и последующее надувание. Nike Air 360 хорошо демонстрирует, как идеи трансформируются и перекрестно опыляются.


Смотрите также

Поделитесь с друзьями