Как появился и эволюционировал художественный отдел компании Nike. История визуального стиля одежды с начала 80-х годов и до наших дней.
Наука хромология, которая изучает воздействие цветов на человека, давно подтвердила, что оттенки влияют на эмоции. Определённая одежда может на уровне психологии стимулировать владельца к более успешной деятельности.
С момента основания первого собственного художественного отдела в 1983 году компания Nike взяла это условие в качестве отправной точки. Специалисты отдела исследовали, как правильно сочетать психологию цвета с эффективным дизайном в виде принтов и узоров на спортивной одежде.
Появление принтов
Первые дизайны футболок отдела в 1983 году были знаковыми, но с довольно консервативными узорами. Это вызвало разговоры о том, что принты Nike помимо прочего должны воплощать дух и движение спорта. Новая итерация, отвечающая этим требованиям, появилась в 1985 году. Один из новых принтов представлял собой розовый, белый и красный узор, вдохновлённый подошвами обуви, а другой – золотые гантели на чёрном фоне. Оба принта украшали одежду для бега.
Эти и последующие новаторские дизайны объединили дух бренда с внешней средой: культурными тенденциями, историческими событиями, спортивными соревнованиями и т.д. Каждый принт был наполнен энергией паттернов, выходящих за рамки простого декора. Более того, дизайнеры принтов тесно сотрудничали с дизайнерами одежды и обуви, чтобы обеспечивать визуальное проявление энергии. Например, один прогрессивный принт напрямую отражал повествование, созданное Тинкером Хэтфилдом для линейки Air Huarache.
К концу 80-х годов художественный отдел поработал с разными видами экипировки. Для теннисных платьев дизайнеры использовали варианты традиционных пледов и пейсли (узор с каплевидными элементами). Для велосипедных костюмов сделали узоры с плавными линиями. А для беговых шорт и топов задействовали насыщенную графику.
Стритвир
Эти нестандартные эксперименты вывели принты Nike за рамки спорта. Выразительные мотивы и неоновые акценты появились на улицах городов. Они стали источником информации и вдохновения для многочисленных субкультур. От хип-хоп сообществ до преппи (стиль одежды учащихся престижных частных школ) и домов высокой моды от Милана до Нью-Йорка.
В 1990-х годах отдел стремился удовлетворить растущий спрос на графику и развивать дизайн принтов. Для этого сотрудникам поручали работать с теми видами спорта, которые выходят за рамки их зоны комфорта. Например, дизайнеру, который был заядлым пешим туристом, было поручено разработать вид формы для баскетбола и т.д.
Творческое мышление также ускорялось благодаря поездкам за вдохновением. Чтобы решить задачу по изучению структуры в дизайне, другой дизайнер отправился в Барселону. Там он исследовал художественные тротуары города, пропускающие воду. Такие, казалось бы, сомнительные методы стали своего рода волшебным соусом, который позволил создать новые популярные узоры. Причём их популярность часто проявлялась неожиданным образом.
Эксперименты
Графические мотивы выбеливались на ткани, вырезались из картофеля и дерева или печатались на листьях. Регулярно использовались коллаж и вырезание из бумаги. Рисунки закрашивались белилами, ими манипулировали с помощью маркеров. А фотографическая экспозиция и ацетатная плёнка создавали анимированные результаты.
Даже цифровые отпечатки той эпохи, сделанные с помощью копировального аппарата, формировались вручную. Дизайнеры наносили химикаты на обратную сторону скопированного изображения и переносили его на второй лист бумаги, чтобы получить зернистую, современную текстуру. Или же они влияли на процесс копирования с помощью экспозиции и игры теней. Появление цветного копира открыло бесчисленные дополнительные возможности. В результате органичные принты Nike начала 90-х годов обладают качеством ручном работы. Их выпускали в количестве до 100 штук за сезон.
Персонализация
Фирменный стиль и творческий магнетизм художественного отдела проникли во всю компанию. Каждое направление получило принты, созданные специально для выражения его индивидуальности. Бег олицетворял скорость, гольф получил спортивные, а не скучные текстуры. Линейка ACG дебютировала с петроглифами, скальными образованиями и растениями. Волейбол использовал нетрадиционный подход к классическим узорам, аэробика демонстрировала смелые мотивы, а бренд Jordan был связан с дерзкой индивидуальностью. По легенде, Майкл Джордан сам регулярно подталкивал дизайнеров к более смелым принтам.
Кроме того, дизайнеры художественного отдела поставили перед собой задачу дать спортсменам возможность заявлять о себе с помощью принтов. Это соответствовало индивидуализму, характерному для 90-х. Смелые сочетания стали характерным признаком, определяющим одежду Nike. Они проникали во все сферы – от гранжа и рэпа до повседневного стиля и рейва. Причём вещи с принтами часто преобладали над однотонными.
Ключевые модели Nike также стали культурными ориентирами, появляясь в примечательных фильмах эпохи и на знаменитостях. Таких, как Спайк Ли, который был режиссёром ряда знаковых рекламных роликов Nike.
Новое поколение
Следуя тенденциям ранних миллениалов, для которых цветовые схемы были важнее узоров, в 2010 году принты Nike вновь подтвердили свой авторитет. Возрождение началось с выпуска чёрных тайтсов с рисунком костей скелета. Женская модель была распродана мгновенно, а вслед за ней появилась коллекция «Tight of the Moment». Лимитированные модели выходили ежемесячно и отличались обилием узоров: преувеличенные пейсли, горошек и розы, шашечки и яркие сочетания между ними.
Помимо полярного характера многих принтов стала распространена практика нанесения нескольких принтов на одну и ту же одежду. Владельцу предлагалось выбрать свой вариант. Это обозначило новый подход к графике и послужило толчком к сотрудничеству с такими партнёрами, как Liberty London, Pendleton и Юн Такахаши из Undercover. В результате в Nike был создан новый отдел, который стал заниматься исключительно дизайном принтов. В целом популярность тайтсов Nike с принтами окончательно превратила этот элемент одежды для тренировок в повседневную одежду для активных, следящих за своим стилем женщин.
Сегодня стремительное развитие текстиля ещё больше расширяет возможности. Как и его предшественники, нынешний отдел принтов Nike является примером практического мастерства, сочетая живопись, рисунок и трафаретную печать с передовыми компьютерными технологиями.
В процессе работы дизайнеры продолжают переосмысливать ожидания и пределы возможного в области графики. И время от времени – к удовольствию любителей Nike – заглядывают в архивы компании, чтобы вернуться к знаковым дизайнам.
А вы любите одежду с принтами или предпочитаете однотонные вещи?
***
Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Обсудить публикацию с другими можно в комментариях.