История создания Nike Air Max 90

История создания Nike Air Max 90

Рассказываем, как появилась одна из самых культовых моделей кроссовок. История создания Air Max 90, навсегда изменивших индустрию спортивной обуви.


Кроссовки, которые сегодня мы знаем как Air Max 90, компания Nike впервые выпустила в 1990 году и тогда они назывались Air Max III. Тройка в названии означала порядковый номер модели в серии Air Max. И лишь спустя 10 лет их переименовали в Air Max 90 в честь года выпуска. Nike использовала такую практику при нейминге и других моделей: Air Max 95, Air Max 97 и др.

Прошло уже более 30 лет с момента релиза Air Max 90, но эти кроссовки до сих пор не потеряли своей актуальности. Напротив, с ростом интереса к сникер-культуре они стали одной из главных ретро-моделей Nike, которая часто перевыпускается, получает новые интерпретации и участвует в коллаборациях с другими брендами и творческими людьми. Сегодня почти не одна знаковая коллекция Nike с классическими силуэтами не обходится без Air Max 90. Это один из главных столпов наследия Nike и символ поколения 90-х.

В этой статье мы отмотаем время назад в конец 80-х и погрузимся в историю создания культового силуэта.

НРАВИТСЯ NIKE?
Следи за новостями бренда на нашем канале в Telegram >
____________


Тинкер Хэтфилд

Тинкер Хэтфилд
Тинкер Хэтфилд

Автором оригинального дизайна Air Max 90 стал Тинкер Хэтфилд – знаковая фигура для Nike. Он сделал большой вклад в популяризацию бренда не только благодаря этой модели. Именно Тинкер в 1987 создал линейку Air Max, поработав над самой первой моделью с видимым воздушным блоком Air Max 1.

Также Хэтфилд разработал дизайны для третьей и четвёртой номерной модели не менее культовой линейки Air Jordan. А вслед за Air Max 1 создал Air Max Light, в которых полиуретан в подошве был заменен на лёгкий пеноматериал Phylon. Эти силуэты получили большую популярность у потребителей. После выпуска Air Jordan 3 и Air Jordan 4 стало понятно, что это будет долгоиграющая серия, потому что интерес к ней был огромен. И конечно же, руководство Nike хотело, чтобы то же самое произошло с линейкой Air Max.

История компании началась с продажи беговых кроссовок и после успеха в баскетболе с Air Jordan было очень важно сделать нечто подобное в беге. А в то время серия Air Max была беговой линейкой. Nike верила в технологию Air и попросила Хэтфилда сделать третий силуэт особенным. Он должен был превзойти своих предшественников, и так в итоге и произошло.

Идея сделать воздух видимым

Само решение сделать воздух в подошве видимым родилось после посещения Хэтфилдом культурного Центра Жоржа Помпиду в Париже во время деловой поездки в 1985 году. Архитектура этого здания ломала привычные стереотипы. Все внутренние коммуникации, включая огромные трубы, лестницы и лифты, которые обычно спрятаны внутри, здесь были напоказ выставлены наружу. Хэтфилд, будучи архитектором по образованию, так впечатлился этим подходом, что решил использовать его в линейке Air Max.

«Я помню, что меня в целом поразило само здание, его структура. А архитектурный опыт заставил посмотреть на то, что я делаю, под другим углом и перевернуть всё с ног на голову. Я с полной ответственностью заявляю, что, если бы я тогда не увидел Центр Помпиду, я бы не предложил идею сделать воздух видимым».

Тинкер Хэтфилд

В те времена Nike уже выпускала кроссовки с технологией Air в подошве, но она не производила на бегунов супер-эффекта. Да, это были удобные по тем временам кроссовки с хорошей амортизацией, но больше про них потребителям сказать было нечего. Они не понимали, как работает воздух в подошве. Всё изменилось, когда Хэтфилд сделал эту часть видимой.

Вот что он вспоминает о своей работе над Air Max:

«Не в первый раз работая над дизайном кроссовок, я всегда думал о том, что воздушная подушка – это полная мистика для всех кроме нас, создателей. Людям может и нравилась наша обувь, но они никак не ассоциировали её с технологией».

Тинкер Хэтфилд 

Это подтверждают слова ещё одного дизайнера, позже ставшего президентом компании Nike Марка Паркера:

«Мы спрашивали у людей, что же они думают о технологии Air, и получали совершенно разные отзывы. Многие не знали, что сказать, так как не могли увидеть, как эта технология работает. Воздушная капсула была встроена в кроссовки, но абсолютно скрыта от глаз. Прорыв случился именно тогда, когда были выпущены Nike Air Max с видимым воздухом».

Марк Паркер

Тинкер, ты спятил?

На самом деле это не такая плохая идея – показать людям, как выглядит воздушная подушка. На ранних прототипах Тинкер Хэтфилд показал, как может выглядеть модель кроссовок с окном в подошве. Но когда идея «разоблачения» воздуха стала распространятся в Nike, люди начали протестовать. Коллеги думали, что Тинкер, черт подери, сошёл с ума. Они воспринимали это как дырку в ботинке. Люди говорили: «Это не сработает. Это невозможно». Они считали, что потребители просто не поймут, как можно носить эти ботинки, чтобы пузыри не лопались.

Сотрудники начали думать, что это может привести к краху компании. Тинкер получил страшные сообщения на своём ноутбуке, в которых говорилось, что он должен прекратить то, что он делал. Это было похоже на то, как будто он вёл битву со всеми из-за этого концепта. В эстетике этой модели он воплотил всю бунтарскую сущность этой ситуации и всей эпохи.

Рождение Air Max III

Основой для дизайна Air Max 3 послужила модель Air Max Light 1989 года, а точнее вторая её версия, существовавшая в виде концепта. По сути она и стала Air Max III.

Скетч Air Max Light II
Скетч Air Max Light II, нарисованный Хэтфилдом в 1989 году

Чтобы обеспечить преемственность, Хэтфилд использовал лучшие наработки и решения первых двух моделей. Например, из Air Max Light была перенесена система шнуровки Multi-lace. Были использованы те же материалы – кожа, замша, сетка, та же форма просмотрового окна в подошве.

Но при этом он понимал, что общий дизайн силуэта должен показать потребителям что-то новое. Главной фишкой линейки был видимый воздушный блок и именно на него Хэтфилд направил главный акцент. Ребристая рамка из резины вокруг окошка благодаря ярким цветам сразу привлекает внимание. Цвета и фактура были подобраны таким образом, чтобы визуально увеличить объём блока Air. А ещё это была отсылка к культурному Центру Жоржа Помпиду – обрамление воздушного блока напоминало раму картины, выставленной в галерее на всеобщее обозрение.

Воздушный блок в Air Max 90
Воздушный блок в Air Max 90

Не только за счёт дизайна, но и физически воздушный блок был увеличен. Вместе с новой пеной Phylon кроссовки давали преимущество в амортизации бегунам. А в качестве бонуса снижался вес обуви, ведь воздух почти ничего не весит.

Доработанная сетка в Air Max 3 стала более воздухопроницаемой. За счёт увеличенной подошвы силуэт стал более высоким. Подмётка содержит узнаваемый вафельный рисунок, придуманный ещё Биллом Бауэрманом. Но здесь он стал более сложным и продуманным. В частности, в передней части появились желобки, увеличивающие гибкость.

С точки зрения функциональности новая конструкция улучшила и посадку и устойчивость и амортизацию. А если говорить об общем впечатлении от дизайна, то смелые линии силуэта, яркие расцветки и передовые материалы вызывали ассоциацию со скоростью и движением.

Первые издания

Air Max III «Hyvent Orange»
Air Max III «Hyvent Orange» (Infrared)

Релиз Air Max III состоялся в 1990 году, когда было выпущено несколько запоминающихся расцветок. Одна из них «Hyvent Orange» сочетала чёрный, серый и красно-оранжевый цвета. Её часто можно было увидеть на рекламных плакатах того времени. Позднее она была переименована в «Infrared».

Расцветка «Laser Blue»
Расцветка «Laser Blue»

Ещё одной OG-расцветкой стала «Laser Blue» с ярко-голубыми акцентами.

Статус легенды

Беговое сообщество хорошо приняло Air Max 3. В этих кроссовках люди бегали и ставили новые рекорды, но кто-то начал их носить и в повседневной жизни, потому что они были очень удобные и выглядели классно. Air Max 90 ясно дали понять, что беговая обувь может быть не только функциональной, но и красивой.

Особую роль в популяризации Air Max 90 сыграла европейская молодёжь в конце 90-х и начале 00-х годов. Представители субкультур, начиная от футбольных фанатов и заканчивая габберами носили эти кроссовки. В них можно было легко проводить весь день, а в случае чего – быстро бегать.  Обратили внимание на них и рэперы в США, которые до этого ходили лишь в баскетбольных моделях.

Затем начались знаковые коллаборации с другими брендами, закрепившие культовый статус Air Max 90. Всё чаще кроссовки можно было увидеть на ногах известных музыкантов и спортсменов – Канье Уэста, Eminem, Коби Брайанта.

Eminem в Air Max 90
Eminem в Air Max 90 «Laser Blue» в клипе «Rap God (Explicit)»

Сегодня эти кроссовки продолжают быть одной из самых популярных повседневных моделей Nike. Хэштег #airmax90 – это один из самых популярных кроссовочных хэштегов в Инстаграм. И если говорить про культуру кроссовок в целом, то этот разговор просто не может состояться без упоминания Air Max 90.

Где купить?

Оригинальные Air Max 90 можно найти можно в этих магазинах. Сравните цены:

Список всех магазинов: смотреть

***

Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Обсудить публикацию с другими можно в комментариях.

ГДЕ КУПИТЬ NIKE В 2023 ГОДУ?
Заказывай оригинальные товары Nike в проверенных магазинах >
____________


Смотрите также

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии