История создания Nike Air Max 90

История создания Nike Air Max 90

Рассказываем, как появились одни из самых культовых кроссовок в мире. История создания легенды Air Max 90, навсегда изменивших индустрию беговой обуви.


Кроссовки, которые сегодня мы знаем как Air Max 90, компания Nike впервые выпустила в 1990 году и тогда они назывались Air Max III. Тройка в названии означала порядковый номер модели в серии Air Max. И лишь спустя 10 лет их переименовали в Air Max 90 в честь года выпуска. Nike использовала такую практику при нейминге и других моделей: Air Max 95, Air Max 97 и др.

Прошло уже более 30 лет с момента релиза Air Max 90, но эти кроссовки до сих пор не потеряли своей актуальности. Напротив, с ростом интереса к сникер-культуре они стали одной из главных ретро-моделей Nike, которая часто перевыпускается, получает новые интерпретации и участвует в коллаборациях с другими брендами и творческими людьми. Сегодня почти не одна знаковая коллекция Nike с классическими силуэтами не обходится без Air Max 90. Это один из главных столпов наследия Nike и символ поколения 90-х.

В этой статье мы отмотаем время назад в конец 80-х и погрузимся в историю создания культового силуэта.

Тинкер Хэтфилд

Тинкер Хэтфилд
Тинкер Хэтфилд

Автором оригинального дизайна Air Max 90 стал Тинкер Хэтфилд – знаковая фигура для Nike. Он сделал большой вклад в популяризацию бренда не только благодаря этой модели. Именно Тинкер в 1987 создал линейку Air Max, поработав над самой первой моделью с видимым воздушным блоком Air Max 1.

Также Хэтфилд разработал дизайны для третьей и четвёртой номерной модели не менее культовой линейки Air Jordan. А вслед за Air Max 1 создал Air Max Light, в которых полиуретан в подошве был заменен на лёгкий пеноматериал Phylon. Эти силуэты получили большую популярность у потребителей. После выпуска Air Jordan 3 и Air Jordan 4 стало понятно, что это будет долгоиграющая серия, потому что интерес к ней был огромен. И конечно же, руководство Nike хотело, чтобы то же самое произошло с линейкой Air Max.

История компании началась с продажи беговых кроссовок и после успеха в баскетболе с Air Jordan было очень важно сделать нечто подобное в беге. А в то время серия Air Max была беговой линейкой. Nike верила в технологию Air и попросила Хэтфилда сделать третий силуэт особенным. Он должен был превзойти своих предшественников, и так в итоге и произошло.

Идея сделать воздух видимым

Само решение сделать воздух в подошве видимым родилось после посещения Хэтфилдом культурного Центра Жоржа Помпиду в Париже во время деловой поездки в 1985 году. Архитектура этого здания ломала привычные стереотипы. Все внутренние коммуникации, включая огромные трубы, лестницы и лифты, которые обычно спрятаны внутри, здесь были напоказ выставлены наружу. Хэтфилд, будучи архитектором по образованию, так впечатлился этим подходом, что решил использовать его в линейке Air Max.

«Я помню, что меня в целом поразило само здание, его структура. А архитектурный опыт заставил посмотреть на то, что я делаю, под другим углом и перевернуть всё с ног на голову. Я с полной ответственностью заявляю, что, если бы я тогда не увидел Центр Помпиду, я бы не предложил идею сделать воздух видимым».

Тинкер Хэтфилд

В те времена Nike уже выпускала кроссовки с технологией Air в подошве, но она не производила на бегунов супер-эффекта. Да, это были удобные по тем временам кроссовки с хорошей амортизацией, но больше про них потребителям сказать было нечего. Они не понимали, как работает воздух в подошве. Всё изменилось, когда Хэтфилд сделал эту часть видимой.

Вот что он вспоминает о своей работе над Air Max:

«Не в первый раз работая над дизайном кроссовок, я всегда думал о том, что воздушная подушка – это полная мистика для всех кроме нас, создателей. Людям может и нравилась наша обувь, но они никак не ассоциировали её с технологией».

Тинкер Хэтфилд 

Это подтверждают слова ещё одного дизайнера, позже ставшего президентом компании Nike Марка Паркера:

«Мы спрашивали у людей, что же они думают о технологии Air, и получали совершенно разные отзывы. Многие не знали, что сказать, так как не могли увидеть, как эта технология работает. Воздушная капсула была встроена в кроссовки, но абсолютно скрыта от глаз. Прорыв случился именно тогда, когда были выпущены Nike Air Max с видимым воздухом».

Марк Паркер

Тинкер, ты спятил?

На самом деле это не такая плохая идея – показать людям, как выглядит воздушная подушка. На ранних прототипах Тинкер Хэтфилд показал, как может выглядеть модель кроссовок с окном в подошве. Но когда идея «разоблачения» воздуха стала распространятся в Nike, люди начали протестовать. Коллеги думали, что Тинкер, черт подери, сошёл с ума. Они воспринимали это как дырку в ботинке. Люди говорили: «Это не сработает. Это невозможно». Они считали, что потребители просто не поймут, как можно носить эти ботинки, чтобы пузыри не лопались.

Сотрудники начали думать, что это может привести к краху компании. Тинкер получил страшные сообщения на своём ноутбуке, в которых говорилось, что он должен прекратить то, что он делал. Это было похоже на то, как будто он вёл битву со всеми из-за этого концепта. В эстетике этой модели он воплотил всю бунтарскую сущность этой ситуации и всей эпохи.

Рождение Air Max III

Основой для дизайна Air Max 3 послужила модель Air Max Light 1989 года, а точнее вторая её версия, существовавшая в виде концепта. По сути она и стала Air Max III.

Скетч Air Max Light II
Скетч Air Max Light II, нарисованный Хэтфилдом в 1989 году

Чтобы обеспечить преемственность, Хэтфилд использовал лучшие наработки и решения первых двух моделей. Например, из Air Max Light была перенесена система шнуровки Multi-lace. Были использованы те же материалы – кожа, замша, сетка, та же форма просмотрового окна в подошве.

Но при этом он понимал, что общий дизайн силуэта должен показать потребителям что-то новое. Главной фишкой линейки был видимый воздушный блок и именно на него Хэтфилд направил главный акцент. Ребристая рамка из резины вокруг окошка благодаря ярким цветам сразу привлекает внимание. Цвета и фактура были подобраны таким образом, чтобы визуально увеличить объём блока Air. А ещё это была отсылка к культурному Центру Жоржа Помпиду – обрамление воздушного блока напоминало раму картины, выставленной в галерее на всеобщее обозрение.

Воздушный блок в Air Max 90
Воздушный блок в Air Max 90

Не только за счёт дизайна, но и физически воздушный блок был увеличен. Вместе с новой пеной Phylon кроссовки давали преимущество в амортизации бегунам. А в качестве бонуса снижался вес обуви, ведь воздух почти ничего не весит.

Доработанная сетка в Air Max 3 стала более воздухопроницаемой. За счёт увеличенной подошвы силуэт стал более высоким. Подмётка содержит узнаваемый вафельный рисунок, придуманный ещё Биллом Бауэрманом. Но здесь он стал более сложным и продуманным. В частности, в передней части появились желобки, увеличивающие гибкость.

С точки зрения функциональности новая конструкция улучшила и посадку и устойчивость и амортизацию. А если говорить об общем впечатлении от дизайна, то смелые линии силуэта, яркие расцветки и передовые материалы вызывали ассоциацию со скоростью и движением.

Первые издания

Air Max III «Hyvent Orange»
Air Max III «Hyvent Orange» (Infrared)

Релиз Air Max III состоялся в 1990 году, когда было выпущено несколько запоминающихся расцветок. Одна из них «Hyvent Orange» сочетала чёрный, серый и красно-оранжевый цвета. Её часто можно было увидеть на рекламных плакатах того времени. Позднее она была переименована в «Infrared».

Расцветка «Laser Blue»
Расцветка «Laser Blue»

Ещё одной OG-расцветкой стала «Laser Blue» с ярко-голубыми акцентами.

Статус легенды

Беговое сообщество хорошо приняло Air Max 3. В этих кроссовках люди бегали и ставили новые рекорды, но кто-то начал их носить и в повседневной жизни, потому что они были очень удобные и выглядели классно. Air Max 90 ясно дали понять, что беговая обувь может быть не только функциональной, но и красивой.

Особую роль в популяризации Air Max 90 сыграла европейская молодёжь в конце 90-х и начале 00-х годов. Представители субкультур, начиная от футбольных фанатов и заканчивая габберами носили эти кроссовки. В них можно было легко проводить весь день, а в случае чего – быстро бегать.  Обратили внимание на них и рэперы в США, которые до этого ходили лишь в баскетбольных моделях.

Затем начались знаковые коллаборации с другими брендами, закрепившие культовый статус Air Max 90. Всё чаще кроссовки можно было увидеть на ногах известных музыкантов и спортсменов – Канье Уэста, Eminem, Коби Брайанта.

Eminem в Air Max 90
Eminem в Air Max 90 «Laser Blue» в клипе «Rap God (Explicit)»

Сегодня эти кроссовки продолжают быть одной из самых популярных повседневных моделей Nike. Хэштег #airmax90 – это один из самых популярных кроссовочных хэштегов в Инстаграм. И если говорить про культуру кроссовок в целом, то этот разговор просто не может состояться без упоминания Air Max 90.

Канал в Телеграм

Открыть в Telegram >


Смотрите также



Поделитесь с друзьями

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии