Легендарный дизайнер Nike Бюс Килгор делится историями о том, как он создавал баскетбольные кроссовки Air Force 1 в начале 80-х. Силуэт, который впоследствии стал один из самых культовых за всю историю компании Nike.
В наши дни слово «икона» в значении «лучший» может непринуждённо применяется ко всему, начиная от роликов в интернете и заканчивая домашними пирогами. Однако по формальному определению, иконой можно назвать человека, который очень успешен и вызывает восхищение, или это широко известный символ. Часто можно услышать выражение «икона стиля».
Кроссовки Nike Air Force 1 появились в 1982 году и с тех пор являются неким холстом для самовыражения художников и дизайнеров. В своей изменчивости эта обувь стала глобальным образцом и стандартом уличной культуры. И именно фундаментальная форма силуэта Air Force 1, предложенная создателем Брюсом Килгором, сыграла важную роль в придании этим кроссовкам статуса иконы.
Ниже Брюс Килгор делится своими воспоминаниями о создании кроссовок и своём удивлении, когда эта модель произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Как создавались AF1
«Это была моя первая баскетбольная обувь», – отмечает Килгор. После Air Force 1 дизайнер продолжил работу над спортивной обувью. Он создал линейку для тенниса, в которую вошли Avenger, Adversary и Air Ace, а также модели для баскетбола Air Pressure и Air Jordan 2.
После нескольких первых производственных казусов чертежи Брюса наконец обрели форму, к которой мы привыкли сегодня. В этом ему помог мудрый совет дистрибьютора стелек для обуви. Он сказал: «Я могу сделать для вас эту форму. Я гарантирую, что либо оснастка будет правильной, либо она будет бесплатной», – вспоминает Килгор. «Я дал ему чертежи, и, возможно, через пять или шесть недель он принёс мне несколько подошв, и они были идеальны. Он познакомил нас с изготовлением форм в Испании, а затем через нас научил их делать разноцветные подошвы и подошвы-чашки».
Air Force 1 были первоначально созданы в США и стали первыми кроссовками Nike со «скользящей подошвой». При этом методе изготовления верхняя часть натягивается на колодку, а затем крепится к промежуточной подошве. «Мы только учились этому в Эксетере», вспоминает Килгор. В этом городе в штате Нью-Гэмпшир находилась первая лаборатория спортивных исследований компании (NSRL). Некоторые кроссовки для бега производились неподалёку в штате Мэн, но Air Force 1 стали частью производственного центра на улице Уотер-стрит в Эксетере, где также выпускали теннисные кроссовки Nike Rivalry.
Килгор самостоятельно доставил образцы Air Force 1 для тестирования игрокам колледжа. Вместе с другим коллегой из Nike он загрузил их в пикап и отправился в путь. «Мы просто ездили по округе. Он знал школы и их жителей. Я был просто дизайнером, который ехал вместе с ним, чтобы поговорить со спортсменами и получить их отзывы».
Осознание успеха
Только через пять лет после первого выпуска обуви Брюс понял, насколько популярным был его дизайн. «Я был на Тайване в 1987 году, зашёл на фабрику, и они рассказали мне о Air Force 1. Я сказал: «Я не знал, что мы всё ещё делаем их». А они ответили: «Да, мы всегда выпускаем Air Force 1». Я был в полном неведении».
В архиве Килгора не сохранилось ни одной оригинальной пары AF1. «Кто-то сказал мне, что они совершают турне, а в итоге кроссовки не вернулись. Оригинальные 8-го размера, которые я сделал для себя, пропали. У кого бы они ни были, я бы хотел их вернуть». Тем не менее дизайнер не переживает по поводу эксклюзивов.
Хотя Брюс Килгор нечасто носит Air Force 1, когда он это делает, он выглядит по особенному. У него есть единственный в своём роде экземпляр от коллеги-дизайнера из Nike. «Марк Смит сделал для меня индивидуальную пару, на которой выгравированы личные воспоминания. Внутри есть пена с запоминающим эффектом, а на стельках – несколько личных комментариев. Этими кроссовками я дорожу и продолжаю их носить».
***
Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Обсудить публикацию с другими можно в комментариях.