История Nike Air – легендарная обувь на воздушной подушке

Фрэнк Руди с воздущными подушками

Кроссовки с воздухом в подошве изменили представление о дизайне и стали отражением духа времени. История Nike Air уходит своими корнями в середину 70-х годов, когда зародилась эта инновационная технология.


История технологии Air, которая легла в основу кроссовок Air Max, началась с идеи одного талантливого человека по имени Фрэнк Руди.

Изобретение Фрэнка Руди

Родившийся в Огайо в 1925 году, Мэрион Франклин Руди (на фото выше), был аэрокосмическим инженером. Он завершил свою карьеру в конце 60-х, чтобы искать творческие решения для других отраслей. Среди его наиболее смелых идей была задумка размещать крошечные воздушные подушки в подошве спортивной обуви для смягчения ударов.

Он представил свою инновационную воздушную подушку 23 обувным компаниям и все отвергли его. Затем в 1977 году он представил своё видение Филу Найту. Сооснователь Nike взял прототип кроссовок с воздушной подушкой и пробежался по кампусу в Бивертоне. Он вернулся в офис заинтригованный – бег в кроссовках Руди был беспрецедентно плавным. Так Nike открыла для себя технологию Air.

Тестирование первых подушек

Машина Kim Tester
Машина Kim Tester

Чтобы каждая подошва с воздушной подушкой была жизнеспособной, нужно было постоянно проверять их качество. Руди помог спроектировать машину, которая пыталась разрушить воздушную подушку. Он назвал ёё Kim Tester в честь своей дочери. Ведь обычно Ким играла роль испытуемого для тестирования первых дизайнов воздушных подушек своего отца.

Отбирая один воздушный блок из каждой партии, машина Kim Tester оценивала надёжность и долговечность подошв Air. Если подушка выдерживала испытание, то все изделия в партии считались качественными. Если она сдувалась или взрывалась, то вся партия отбраковывалась. С момента как Kim Tester впервые был использован в 1980 году, технологии шагнули далеко вперёд. Теперь для тестирования используется более эффективные и сложные процессы.

Кроссовки Air Tailwind

Кроссовки Nike Tailwind 1978 года
Кроссовки Nike Tailwind 1978

Конечно, эта технология была создана для бега. Первыми кроссовками с воздушной подушкой стали Tailwind 1978 года. Интересно, что ещё до того, как идея создания искусственного ажиотажа на кроссовки стала феноменом, маркетологи Nike выпустили лимитированное число пар Tailwind перед их широким запуском.

Сотрудники первой научно-исследовательской лаборатории Nike в Эксетере, штат Нью-Гемпшир, изготовили 250 пар этих высокотехнологичных кроссовок. Партию отправили в шесть гавайский беговых магазинов для марафона в Гонолулу. Обувь была раскуплена в течение 24 часов, несмотря на беспрецедентно высокую по тем временам розничную цену в $50.

Но не только шумиха вокруг новой технологии делала популярными эти кроссовки у бегунов. В 1998 году исследователи из университета Теннеси в Ноксвилле попросили 10 бегунов пробежать на беговой дорожке с попутным ветром. Они обнаружили, что спортсмены использовали меньше энергии при беге в кроссовках Air, чем при беге в обычных кроссовках.

Бегуны и наука подтвердили эффективность технологии Air. Всё, что оставалось сделать, это привлечь больше внимания к технологии в следующем десятилетии. И тогда появился невероятно смелый по тем временам дизайн.

Видимый воздух

Скетч видимого блока Air
Скетч видимого блока Air от Тинкера Хэтфилда

В конце восьмидесятых культовый дизайнер Nike Тинкер Хэтфилд предложил смелое по тем временам дизайнерской решение. Он решил сделать блок Air видимым в подошве. Воздушная подушка показывала хорошие функциональные качества, но проблема была в том, что владельцы обуви её не видели. Было непонятно, как она выглядит и работает. Это были просто хорошие кроссовки.

Идея сделать воздух видимым пришла к Тинкеру после его поездки в Париж. Там его впечатлила архитектура центра Жоржа Помпиду – здания, коммуникации которого были вынесены наружу. Это выглядело оригинально и сразу привлекало внимание. Хэтфилд подумал, почему мы не показать скрытый ранее блок Air. И это решение вызвало взрывной интерес к технологии. Всем сразу стали нужны кроссовки, в которых можно увидеть воздух в подошве.

Дух восьмидесятых

Вот что Хэтфилд вспоминает о той эпохе, вдохновившей его на создание Air Max:


Тинкер Хэтфилд
Тинкер Хэтфилд

«Nike поднялась на вершину спортивного дизайна в 70-е годы благодаря прямолинейному утилитарному подходу к созданию продуктов. Компания делала универсальную высокопроизводительную обувь, которую никогда раньше не производили. В какой-то момент в 80-х этот интерес вышел на плато. Люди искали чего-то другого не только в том, что делала NIke, но и во всём мире.

Музыка менялась. Жанр диско ушёл. Я даже не буду описывать, как это менялось, потому что в то время у меня было три маленькие дочери и я мало слушал музыку. Но я знал, что происходили какие-то странные вещи.

То же самое происходило в искусстве и дизайне. Середина 80-х была периодом перехода от более формализованной иерархии к более свободной, уличной, более вдохновляющей форме. Мы в Nike были частью этой волны, и я просто оказался дизайнером, который делал это с точки зрения обуви, так как никто другой не делал.

Это была счастливая случайность, что переход произошёл в тот момент, когда Nike теряла немного своего влияния. У нас был больший аппетит к чему-то новому и необычному, и это было напрямую связано с творческими искрами вокруг нас».


Эти творческие искры, про которые говорит Хэтфилд, привели к появлению видимого воздуха и других инноваций. Они заложили основу для 30-летнего развития самой распространённой амортизирующей платформы Nike. И что важно, впервые по-настоящему связали спортивную инженерию и культуру дизайна.

Air Max в девяностых

Большие окна для видимого воздуха. Размещение воздушных вставок в передней части стопы. Полноразмерная воздушная вставка. Tuned Air. Это были некоторые из поразительных изменений как в марке, так и в эстетике, благодаря которым развивалась линейка Air Max в 90-е.

Вот наиболее знаковые модели Air Max девяностых годов:

Air Max 90
Nike Air Max 90
Air Max 95
Nike Air Max 95
Air Max Plus
Air Max Plus

У этой эпохи появился новый саундтрек. Хип-хоп расширял своё влияние, брит-поп доминировал в чартах, а новые версии танцевальной музыки придавали ускорение и помогали привлекать спортивную одежду в рейвы по всей Европе.

В 90-е зародилась уличная мода, или, по крайней мер, она стала успешной. Она развивалась на стыке спорта и культуры. Смелый внешний вид моделей от Air Max 90 до Air Max Plus, помог преобразить одежду. Все кроссовки серии были одинаково большими, смелыми и красочными.

Новые технологии меняли также способ взаимодействия людей. Интернет стал реальностью в 1991 году. К тому времени, как в 1998 году появился iMac, возникающие платформы изменили то, как люди создают сообщества, покупают и продают товары. Эта цифровая революция помогла коллекционированию кроссовок перейти от нишевого увлечения к глобальному явлению.

Технология Air сегодня

Логотип Nike Air
Логотип Nike Air
  • 40+ лет на рынке обуви
  • 500+ патентов на полезные активы
  • 65000+ кв. метров специализированных производственных площадей в США

Хотя история технологии Nike Air очень богата, это никогда не была история только лишь о нёй. Увлечение моделями на границах разных культур показывает как Air почти в каждой итерации отражает дух настоящего времени. А постоянное переосмысление и творческий дух, стоящий за этим, означают, что платформа всегда н находится рядом с будущими трендами.

Создание Air Max требует сотрудничества, духа товарищества, духа корпорации.

Создание кроссовок

Процесс начинается с инноваций в производстве. Люди там могут открыть новые возможности – формы, ощущения и структуры.воздуха. Этим они зажигают вдохновение для будущего дизайна. Их инженерные достижения помогают другим командам открывать ключи к более мягкому, плавному и гибкому ходу.

Далее запускается каскад творчества, охватывающий все аспекты дизайна: цвет, концепцию, цифровой контент, обувь, графику, материалы, принты, узоры и прочие составляющие. Всё это стимулирует инновации в обуви Air Max и приводит к созданию прорывных моделей, таких как Air Max 720.

Air Max 720
Nike Air Max 720

По словам Кортни Дейли, вице-президента Nike по цветовому дизайну, для создания идеального конечного продукта нужно проявить изобретательность в каждой дисциплине и объединить эти идеи. Например, цвет должен обеспечивать баланс между усилением технологий и самовыражением.

Синергетический подход и непревзойдённая командная работа позволяют Nike снова и снова сдвигать парадигмы. Для Air это означает свежие формы, новостные сенсации и неизменно смелое будущее. Проще говоря, Air всегда в авангарде – это определяющий элемент духа времени с 1987 года и до бесконечности.

Где купить?

Широкий выбор кроссовок Nike Air представлен в следующих магазинах:

Интернет-магазин Lamoda.ru

Lamoda.ru: перейти >

Яндекс Маркет

Я.Маркет: перейти >

Полный список магазинов смотрите здесь.

Смотрите также

Поделитесь с друзьями