Во втором эпизоде истории о культовой модели Nike Dunk рассказывается о том, как компания Nike предпринимала попытки сделать что-то в нише скейтбординга и как необходимым секретным ингредиентом стали не новые технологии, а уже хорошо знакомые скейтерам кроссовки.
Начало здесь: Эпизод 1 «Происхождение»
В 1985 году Nike Dunk появились как обувь, сделанная специально для баскетболистов. Но так случилось, что они идеально подходили и под запросы скейтеров. Вначале Nike думали что секретный ингредиент заключается в создании чего-то нового, в попытках вводить новшества и проектировать новый дизайн. Но у них не получалось таким образом найти подход к скейтерскому сообществу. Забавно, что нужные кроссовки были у них под носом все это время.
В начале 90-х Нью-Йорк был местом сближения различных субкультур, представители которые в какой-то мере были изгоями общества и находили утешение в общении друг с другом. Появившаяся в Нью-Йорке тусовка стала частью хип-хоп сцены, скейтбординга, хардкора и панк-рока – это было всеобъемлющее сообщество.
Dunk для этих ребят были своего рода холстом, который все они могли использовать по-разному. В тот день можно было пойти в магазин Foot Locker и купить эти кроссовки где-то за $30. Они обычно продавались в подвале магазина с хорошей скидкой.
Foot Locker – американский ритейлер спортивной одежды и обуви, основанный в 1974 году. Действует в 28 странах, штаб-квартира находится в центральной части Манхэттена, Нью-Йорк.
Dunk нравились скейтбордистам, для них это была функциональная обувь, потому что кроссовки имели плоскую подошву. Резина на подошве создавала хорошее сцепление и была довольно тонкая, чтобы можно было чувствовать свою доску. Да и просто они хорошо выглядели.
В середине-конце 90-х каждая компания, производящая обувь для скейтбординга, делала модель, которая была похоже на Dunk, старались имитировать их, но все попытки сделать что-то стоящее были бесполезны.
Nike была спортивной инновационной компанией, которая хотела выйти на нишу скейтбординга тем же путем, как она это делала с другими видами спорта. В компании думали, что нужно придумать что-то новое, то, что захотел бы любой скейтбордист. И тут возникла пара проблем.
Любая большая компания, приходящая в субкультуру, безусловно изначально не имеет доверия. Атмосфера недоверия создавалась скейтбордистами, это было похоже на то, чтобы защитить себя от влияния кого-то постороннего извне, какой-то корпорации. Недоверие к Nike усиливалось из-за суперпредвзятости сообщества скейтеров. У них была склонность к хейту, ведь тогда уже была одна модель скейтерских кроссовок Nike, которая им не зашла – Nike Choad.
Очевидно, что Nike могла добиться большего. Обувь была переделана, но настрой скейтеров был типа: «Ты нас не понимаешь, так что мы не собираемся это носить». Скейтбординг ушел в тень на много лет для Nike.
Спустя какое-то время на Западном побережье появился магазин Foot Action, подразделение ритейлера Foot Locker. Скейтеры просили сделать Данки из кожи, и парень, который занимался Данками на Западном побережье, в конце концов послушал их и тоже начал делать Данки в цветах, отличных от оригинала. Видя торговых представителей с поддельной обувью Nike большие магазины думали: «Что же вы, черт возьми, парни делаете?» Это была обычная модель Dunk, яркие расцветки которой сводили с ума этих ребят. И магазины задумались, что стоит сделать другую версию Dunk, чтобы глубже исследовать этот интерес.
В 99-ом появились новые Dunk с сумасшедшими расцветками и материалами и это полностью соответствовало природе скейтбординга с ее креативностью и индивидуальностью. Скейтбординг не похож на традиционный вид спорта, когда вы носите форму и все выглядят одинаково. Трюки, которые вы делаете, как вы выглядите и что вы носите – это спорт самовыражения.
Эти Данки были толще, они были мягче и с мягким язычком. Dunk Pro B с толстым язычком стали инновацией, которая отсылала к Аляша. Он был один из тех людей, кто долгое время был связан со скейтбордингом и хотел улучшить производительность обуви.
Аляша Оверка-Мур (Alyasha Owerka-Moore) – один из самых плодовитых дизайнеров уличной одежды, оказавший влияние на бренды Dub and Doors, American Dream Inc., Alphanumeric, Fiberops и др.
Когда Аляша обсуждал вместе с Nike создание коллаборации с брендом Alphanumeric, он предложил сделать это с Dunk. Потому что скейтеры уже катались в них и все было отлично. Dunk были на высоте.
Alphanumeric (A #) – бренд одежды и обуви, основанный в 1998 году. Бренд вышел на рынок с функциональной одеждой, созданной для катания на скейте, в конечном итоге заложив корни современной уличной культуры. A # соединил в себе образы жизни, пересекающейся со скейтбордингом, серфингом, сноубордом, автомобильной культурой и музыкой.
Когда Сэнди Бодекер из Nike выяснил, что нынешние скейтбордисты интересуются Dunk, это сразу его заинтересовало. Он пошел в скейтерские магазины получить обратную связь от владельцев и попытался собрать как можно больше информации об этом. Вначале владельцы были немного удивлены, что Nike прислушались к сообществу скейтеров, но им показалось что компания действительно начала все делать правильно.
Сэнди проделал хорошую работу, выслушивая скейтбордистов, их потребности. Он сказал: «Скейтеры любят Dunk. Почему бы нам просто не дать их скейтерам». И тогда он понял, что нужно, чтобы заниматься направлением скейтбординга в Nike.
Продолжение: Эпизод 3 «Феномен SB Dunk»
Где купить?
Найти кроссовки можно в этих магазинах. Сравните цены:
Список всех магазинов: смотреть
***
Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Обсудить публикацию с другими можно в комментариях.