История создания сенсорной обуви Nike Mind на основе нейробиологии. Десятки учёных, инженеров и дизайнеров объединились, чтобы понять, как тактильные ощущения влияют на разум и настрой спортсменов.
Мы уже не раз упоминали спортивную исследовательскую лабораторию Nike, но лишь немногие понимают, насколько масштабна её работа. Исследования центра выходят за рамки физического здоровья — они затрагивают и человеческий разум. Команда Nike Mind, возглавляемая всемирно известными нейробиологами, изучает здесь, как именно взаимодействуют мозг и тело спортсменов.
Их последнее достижение — Nike Mind. Это технология производства сенсорной обуви, над которой они работали более 10 лет. Она может изменить существующую систему подготовки спортсменов и их восстановление после соревнований.
Давайте узнаем, как эта технология из концепции воплотилась в реальность.
Нейробиологи в деле

В основе новой технологии лежат исследования в области нейробиологии, которые проводит команда Nike Mind. Учёные анализируют карты давления, данные электроэнцефалографии и мышечные сигналы, чтобы понять, как ощущения влияют на концентрацию и производительность.
Опыт в исследованиях интерфейсов «мозг — компьютер» помогает преобразовать науку о восприятии в принципы дизайна, которые можно почувствовать ногами. Этот проект — не просто создание новой обуви. Это доказательство того, что разум и тело можно тренировать вместе с помощью ощущений.
Язык тела
Большинство людей не в полной мере осознают важность сенсорной обратной связи от тела, особенно от стоп. Здесь находятся тысячи рецепторов, которые постоянно передают в мозг информацию о равновесии, положении тела и пространственной ориентации. Nike Mind — это первый продукт, созданный с целью повлиять на этот процесс. Помочь спортсменам сохранять концентрацию, присутствие и лучше ориентироваться в окружающей обстановке.
Если тело спортсмена — это двигатель, то разум — водитель. С помощью Nike Mind исследователи задумались о том, как сделать водителя более внимательным и собранным. Ментальная подготовка не менее важна, чем физическая, и мы лишь в самом начале этого пути.
Сенсорные узлы
Один из самых простых способов отвлечься — мысленно погрузиться в своё тело. То есть активно задействовать свои органы чувств. Исследователи увидели, что в мозге при этом повышается активность сенсомоторной сети и увеличиваются альфа-колебания, связанные с расслаблением.
Как и на ваших руках, на подошвах ног есть уникальная кожа, в которой в 10–20 раз больше рецепторов, чем на большинстве других участков. Это те части тела, которые позволяют нам чувствовать окружающий мир и ориентироваться в нём. Каждый узел в обуви Nike Mind движется независимо, слегка смещаясь, чтобы передавать вес через подошву. Так обеспечивается прямая связь с поверхностью.
Специалисты использовали науку о сенсорном восприятии, чтобы определить расположение 22 узлов. Измерив порог различения двух точек — минимальное расстояние между касаниями, при котором вы ощущаете их как отдельные, — они смогли составить карту плотности рецепторов на стопе. Поэтому узлы ближе друг к другу в передней части стопы и дальше друг от друга на пятке.

Активация мозга
Спортсмены ходили в таких кроссовках, а учёные измеряли активность их мозга до, во время и после активности. Для этого использовали датчики давления под стопой, электромиографию нижних конечностей и ЭЭГ человека.
Они увидели явные различия в активации мозга и паттернах колебаний — сигналах, которые отражали, как сенсорная система в этих кроссовках активирует мозг. Это совершенно новый подход к созданию обуви, ориентированный на сенсорную систему. Потребовалось почти 10 лет исследований и итераций, чтобы добиться такого результата.
Испытуемые отмечали, что это словно противоусталостный коврик, встроенный в обувь. Ощущения фантастические: обувь просто не хочется снимать в конце дня.
Сильная команда
Команда специалистов Mind Science сама по себе уникальна. В ней работают нейробиологи, исследователи восприятия, физиологи и инженеры. Это сочетание дисциплин, которые обычно не встречаются в такой компании, как Nike.
Это позволяет быстро переходить от глубоких научных исследований к реальным инновациям в продуктах. Можно создавать прототипы, тестировать их на спортсменах и вносить изменения с такой скоростью, с какой не может никто другой. Эта возможность отличает Nike от других компаний.
В большинстве исследовательских центров если вы хотите поговорить с экспертом в другой области, вам придётся отправить e-mail, договориться о встрече и подождать. А здесь можно пройти три стола и проконсультироваться с кем-то, кто является экспертом мирового уровня в области биомеханики, физиологии или материаловедения. Такая близость ускоряет все процессы.
От тела к мозгу
В течение первых 45 лет компания Nike исследовала работу тела спортсмена от шеи и ниже. Теперь к этому добавляется самая важная структура — мозг.
В рамках Nike Mind учёные начали наблюдать, как тактильная обратная связь меняет паттерны мозговой активности, то есть сигналы, связывающие движение, концентрацию и осознанность. Целью было установить связь между конкретными ощущениями спортсменов и изменениями в нервной системе.
Что чувствует спортсмен
Вы можете обнаружить повышенную активность в одной из областей мозга, но без понимания того, что чувствует спортсмен, вы не узнаете, хорошо это или плохо. Если объединить и то, и другое, то появляется смысл.
По всему нашему телу расположены сенсорные рецепторы. Каждый раз, когда вы касаетесь их, вы взаимодействуете со своей нервной системой. Изучение этой связи может открыть совершенно новые способы повышения осознанности, концентрации и восстановления спортсменов.
Сенсорный дизайн

Для работы над проектом разработчики создали цифровую платформу. В ней заложена система анализа поведения каждого узла, точки изгиба и зоны давления под ногами. Их моделирование обеспечило точную настройку сенсорного дизайна. В итоге удалось добиться стабильных ощущений и обратной связи при каждом шаге и любом размере обуви.
Единая система
Обувь Nike Mind состоит из множества мелких элементов, объединённых в более крупную систему. Разработчики написали скрипты, которые показали, где должен находиться каждый узел в подошве для лучшей результативности спортсменов. И что также важно — как обеспечить стабильное производство этих узлов.
Используя метод конечных элементов, им удалось найти золотую середину между слишком сильными и слишком слабыми ощущениями. Это позволило сделать платформу для разных размеров обуви. Новые технологии помогли воплотить то, что десять лет назад казалось невозможным.
22 узла подошвы
Самой сложной задачей было создание и последовательное соединение 22 отдельных узлов. В обычной обуви может быть пять или шесть основных деталей. Здесь их было двадцать две, и каждую нужно было точно изготовить и соединить. Для этого понадобились новые методы производства, сильно отличающиеся от традиционного обувного дела.
Одним из важнейших прорывов стал эластичный стробель (внутренняя подмётка). В обычной обуви он жёсткий. Но здесь он должен был растягиваться в разных направлениях, чтобы узлы могли свободно двигаться и передавать ощущения. Без этого вся система не работала бы.

Простота и естественность
Решение забыть всё, что нам известно о традиционной обуви, вывело проект на новый уровень. Вместо того чтобы гнаться за скоростью или манёвренностью, дизайнеры задумались, как создать более естественное ощущение под ногами. Такое, которое укрепило бы связь между разумом и телом и помогло спортсменам чувствовать себя спокойными, сосредоточенными и внимательными.
Каждое открытие, сделанное в лаборатории, меняло подход к материалам или геометрии, а каждый прототип задавал учёным новые вопросы. Именно в ходе этой постоянной обратной связи происходили прорывы.
Дизайн спортивной обуви — это всегда поиск баланса. Сделаете слишком много амортизации — потеряете чувствительность; слишком много чувствительности — она становится чрезмерной. Задача состояла в том, чтобы найти гармонию между комфортом, ясностью и осознанностью.
Надёжность результатов
Специалисты провели сотни итераций, настраивая количество, плотность, гибкость и расположение узлов. Нужно было убедиться, что ощущения достаточно сильные, чтобы их можно было почувствовать и на них можно было сосредоточиться. Но не настолько сильные, чтобы они отвлекали. Всё должно было быть «в самый раз», и только спортсмены могли сказать, где находится этот баланс.
Прелесть этой обуви в том, что вы не просто чувствуете себя уверенно, вы действительно уверены в себе. Nike удалось показать и доказать, что конструкция обуви может влиять на работу мозга.
Серийное производство

Некоторые из описанных концепций не новы, но лишь недавно появились соответствующие возможности проектирования и производства. 20 лет назад нельзя было создать плавающие независимые узлы, которые сжимаются и вращаются, чтобы передавать информацию в мозг. Сегодня это реально.
С точки зрения производства проблема заключалась в масштабе. В течение многих лет это был проект в стиле декоративно-прикладного искусства — что-то, что можно было сделать вручную, но не в промышленных масштабах. С проектом Mind специалистам пришлось выйти за эти рамки. Нужно было сделать что-то, что Nike могла бы производить у своих партнёров по производству, сохранив при этом сложную архитектуру подошвы.
Совместно с партнёрами была создана система, которая упростила процесс сборки с десятков отдельных элементов до нескольких ключевых этапов. Это позволило воспроизвести те тактильные ощущения, которые нравились спортсменам в самых первых прототипах, и при этом сделать производство массовым.
Готовность решать самые сложные задачи — это то, что делает Nike уникальной. Компания 10 лет не могла решить проблему выпуска сенсорной обуви, но каждая попытка чему-то учила. Задавая сложные вопросы, а затем проявляя терпение и настойчивость, можно наконец найти на них ответы.
Работа над проектом Nike Mind позволила ясно понять, что производительность — это история не только про скорость. Это возможность больше чувствовать, глубже мыслить и заново переживать момент.
***
Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Задать вопрос и обсудить публикацию можно в комментариях.
