Прошло уже 27 лет с момента дебюта Nike Air Max 95, изменивших представление о дизайне беговой обуви. Характерная неоново-желтая расцветка излучала редкую уверенность, словно зная о скором признании. Силуэт выглядел совсем не так, как другие кроссовки, продаваемые вокруг, и требовал особого внимания.
Источником этой уверенности был Серджио Лозано, дизайнер обуви Nike. С самого начала, как он был приглашен для работы над серией Air Max, сильная вера в себя и свою команду позволила ему пронести силуэт Air Max 95 через бесчисленные контрольные осмотры и запустить в производство.
Как и в случае с Air Max 1, дизайн Лозано встретил порцию сопротивления от коллег. Но благодаря поддержке команды он довел свое видение до конца и создал кроссовки, наследие которых достойно быть частью семьи Air Max.
Вот что вспоминает сам Лозано, рассказывая о препятствиях, с которыми его команде пришлось столкнуться при создании кроссовок:
«Первый концепт Air Max 95 не пользовался успехом. Некоторые люди считали его хорошим, а другим он совсем не нравился. Было несколько великих чемпионов, которые поддержали идею, и без них кроссовки не были бы созданы».
Серджио Лозано
Готовность рисковать
В 90-х годах признание Nike в беге понемногу начало уступать место баскетболу. Популярность этого вида спорта набирала обороты во многом благодаря Майклу Джордану и появлению его фирменной линейки Air Jordan. Начало формироваться новое видение спортивного стиля, но беговое подразделение Nike знало, что важно идти в ногу со временем. Нужно было что-то делать.
Проект «Air Max 95» позиционировался как способ вернуть энергию, которая окружала беговой сегмент в конце 70-х и начале 80-х годов. Кроссовки должны были быть смелыми, провокационными и не похожими на всё, что когда-либо делалось для бега. «Команда дизайнеров хотела немного освежить ситуацию, они хотели рискнуть. Думаю, я и был этим риском», – вспоминает Лозано.
Начало работы
До 1994 года Лозано не работал над созданием беговой экипировки. До этого момента его основными направлениями были теннис, тренинг и ACG. Но резкая перемена не была неожиданностью. В то время сообщество дизайнеров Nike было гораздо меньше, и работа над широким спектром категорий было обычным делом.
Всего через четыре года работы в компании Nike и молодого Лозано пригласили возглавить новейший проект Air Max. Но на самом деле его концептуальное погружение началось ещё раньше. В один из дождливых дней, задолго до начала работы над Air Max, Лозано нашел вдохновение, любуясь пейзажами Бивертона.
«Я смотрел через озеро на деревья и начал представлять себе процесс размывания земли дождем. Я подумал, что было бы интересно, если бы идеальный продукт был создан эрозией».
Серджио Лозано
Он быстро нарисовал эскиз, на котором были изображены полосы. Они были похожи на те, что встречаются на стенах Большого каньона. Сделав зарисовку, Лозано убрал эскиз в свой ящик для идей.
Воплощенное вдохновение
В течение следующих нескольких месяцев эскиз оставался нетронутым. До тех пор, пока первые мозговые штурмы по новому проекту не оставили Лозано неудовлетворенным. Чтобы вдохнуть жизнь в линейку Air Max, он должен был перенести её в действительно уникальное место. И вскоре в его голове зажглась та самая лампочка, а тот эскиз, отложенный на черный день, оказался в центре внимания. Взяв его за основу, дизайнер вместе с командой приступил к созданию видимого воздушного блока в передней части стопы. Необходимо было создать максимальную амортизацию для бегунов, нуждавшимся в повышенной защите.
Несмотря на первые успехи, один вопрос все ещё не давал покоя Лозано: «Я вспомнил о том, что Тинкер Хэтфилд всегда говорил, когда работал над другими проектами: «Хорошо, это отличный дизайн, но какова твоя история?». Он нашел ответ в нескольких книгах по анатомии, хранящихся в библиотеке дизайна Nike. Лозано привлекла взаимосвязь между строением человеческого тела и основами дизайна продукции. Остальное было уже просто: «Все, что мне нужно было сделать, это выбрать те звенья, которые имели наибольший смысл».
Используя человеческие ребра, позвонки, мышцы и кожу в качестве главных источников вдохновения, он создал первый прототип Air Max 95.
Ничто ценное не дается легко
Самая сильная сторона силуэта Air Max 95 – индивидуальность. Но она же стала и самым большим препятствием. Когда дизайн перешел в стадию рассмотрения, Лозано и его команда быстро поняли, что будет непросто. Эстетика была настолько иной, что некоторые сомневались в ее потенциале.
«Были любители и ненавистники. Но вы знаете, что задумали что-то стоящее, когда получаете такую эмоциональную реакцию», – поясняет Лозано. Сначала в прогрессивном дизайне кроссовок вообще не было логотипа Swoosh. В сочетании с двумя другими новинками Nike – видимым воздухом в носочной части и черной подошвой – этот выбор вызывал опасения. Но Лозано и команда не отказались от проекта и в конце концов победили оппозиционные настроения.
Когда Лозано спросили о едва заметном свуше в Air Max 95, он заявил: «Мы решили, что Nike – довольно узнаваемый бренд и что дизайн может быть самостоятельным. Зачем нам это было нужно? У нас уже был видимый воздух, и мы дебютировали с видимым воздухом в передней части стопы». Также встал вопрос о том, где разместить логотип. Дизайн обуви не позволял нанести его в традиционном месте – поперек верхней части обуви, не нарушая при этом её определяющих характеристик. В итоге свуш был изображён на задней четверти верха. «Мы использовали Swoosh в качестве знака препинания», – сказал Лозано.
Расцветка
После того, как дизайн был завершен, пришло время определиться с цветовой гаммой для запуска. Первоначально Лозано поставил перед собой цель сделать цвета такими же функциональными, как и сама обувь: «В Орегоне люди бегают во время дождя, они бегают по тропам, и после первых пяти миль их обувь выглядит побитой. Я хотел немного замаскировать это».
Уверенность Лозано в себе вновь проявилась, когда он решил использовать серый цвет в качестве одного из основных. «Мне сказали, что серый цвет не продается, и я воспринял это как вызов». Черный и темно-серый цвета использовались в основании обуви, где наиболее вероятно скопление грязи, и переходили в более светлые оттенки в верхней части обуви. Фирменный неоново-желтый оттенок Air Max 95 был выбран в знак уважения к наследию Nike. В дизайне обуви продолжали использоваться множество хорошо заметных цветов на шиповках для трека и в кроссовках для бега по пересечённой местности.
Обувь поколения
Не испытывая недостатка в настойчивости, Лозано и его команда проходили рецензию за рецензией, пока обувь не была запущена в производство. И его уверенность окупилась – вскоре кроссовки стали синонимом начинающих музыкальных движений от Лондона до Нью-Йорка и далее. Молодежная культура сплотилась вокруг Air Max 95, и франшиза Air Max расцвела, став образцом стиля.
Рискованная игра с беговой категорией обуви окупилась. Она вновь заняла свое место в качестве обувного лидера, а также захватила умы молодых дизайнеров по всему миру. Сейчас, в зрелом возрасте, по прошествии более 25 лет, концепция Серджио Лозано по-прежнему оказывает влияние на современный дизайн.
Где купить?
Найти кроссовки можно в этих магазинах. Сравните цены:
Список всех магазинов: смотреть
***
Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Обсудить публикацию с другими можно в комментариях.
На некоторых моделях Air Max 95 на подошве нанесена сонограмма (спектрограмма) какого-то музыкального произведения. Вы не знаете, что это за композиция и как она появилась там?
Например сонограмма на подошве есть на этой версии Air Max 95 Grey Black Volt DZ4496-001 https://sneakernews.com/2022/07/08/nike-air-max-95-black-grey-volt-dz4496-001/