Думали ли вы когда-нибудь, почему фирменные кроссовки Nike стоят дорого — от $100 и выше? И сколько компания зарабатывает на этом? Если погрузиться в этот вопрос, то можно найти много интересных фактов и цифр. Давайте разбираться.
Наверняка вы знаете, что себестоимость производства кроссовок значительно ниже той цены, по которой они продаются в магазинах. Современные технологии серийного производства и дешёвая рабочая сила в Азии позволяют добиться затрат на производство одной пары на уровне $20. Эта сумма в пять раз ниже розничной цены кроссовок за 100$ в спортивном магазине.
При этом, если вы думаете, что большая часть разницы между ценой продажи и затратами на производство достаётся Nike в виде прибыли, то это не так. Самую большую долю в цене кроссовок составляет маржа магазина, а прибыль Nike — всего лишь 5% (!). Всего 5% от цены, оплаченной покупателем.
Чтобы разобрать, куда уходят остальные деньги, обратимся к инфографике:
* На основе общей себестоимости продаж и согласно финансовому отчёту Nike за 2015 год
** Налоги рассчитываются с валового дохода, который составляет 7% от розничной цены
Итого получаем такой расклад:
- $22 — стоимость производства товара;
- $5 — грузоперевозки, страхование и пошлины;
- 5$ — затраты на маркетинг;
- $11 — Прочие затраты и накладные расходы;
- $2 — налог на прибыль;
- $5 — чистая прибыль Nike;
- $50 — маржа ритейлера.
Производство, транспортировка, маркетинг — это неотъемлемые составляющие цикла, без которых кроссовки не окажутся на прилавке. Особых вопросов они не вызывают. А вот оседание 50% выручки в магазине, наводит на мысли, что большую часть дохода забирают себе ритейлеры. Однако, это не так.
Для начала, $50 от стоимости кроссовок уходит у магазинов на их покупку у Nike. Затраты и накладные расходы ритейлеров составляют внушительные $17, ещё $24 уходит на предоставление скидок покупателям и проведение различных акций. Далее $3 забирает налог на прибыль и в результате ритейлер остаётся с чистой прибылью $6 — примерно столько же, как у самой Nike.
Конечно, магазин может продавать товары и без дисконта, но в наше время скидки воспринимаются уже не как счастливая возможность, а как нечто само собой разумеющееся. Люди привыкли всё покупать со скидками. Распродажа 11/11, за ней Чёрная пятница, далее идут новогодние распродажи, сезонная январская распродажа, затем киберпонедельник и т.д. Волны распродаж сменяются одна за другой, поэтому очень часто кроссовки продаются именно по скидке.
Но вернёмся к прибыли Nike в $5 с одной пары за $100. Теперь становится понятно, почему компания стремится развивать канал прямых продаж. Слишком уж большая доля выручки уходит крупным сетевым магазинам. При долгосрочной стратегии выгоднее расширять собственную сеть фирменных магазинов, а также развивать цифровые каналы продаж. Собственно рост прямых продаж Nike на двузначные числа мы и видим почти в каждом квартально отчёте компании.
В завершении хочется отметить, что цена в $100 и $200 на фирменные кроссовки Nike — более чем адекватная. Дело здесь не в том, что производитель хочет получать сверхприбыли за счёт своих клиентов. А в том, что пара кроссовок проходит долгий путь, прежде чем оказаться у вас дома, и на каждом этапе есть свои расходы. Nike зарабатывает благодаря масштабу своего бизнеса, но не потому, что устанавливает высокие цены на кроссовки и другие товары.
***
Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Обсудить публикацию с другими можно в комментариях.