В представленном в марте отчёте о влиянии компания Nike показала прогресс в достижении своих долгосрочных целей, обозначенных в 2015 году. Какие же цели Nike ставила на эту пятилетку? Разбираемся в этой статье.
Являясь крупнейшим в мире производителем спортивной одежды и обуви, Nike обладает значительными ресурсами влияния. И это большая ответственность перед нынешним и будущими поколениями. Осознавая это, компания берёт на себя обязательства по защите окружающей среды, социальной справедливости и улучшению здоровья людей. Начиная с 2001 года Nike ввела в традицию отчитываться о своём прогрессе по достижению ключевых целей.
В 2015 году была намечена дорожная карта на ближайшие пять лет. Теперь, по завершении финансового (1 июня 2019 – 31 мая 2020) и календарного 2020 года можно оценить полученные компанией успехи. Помимо основного бренда NIke, результаты компании обеспечили дочерние бренды Jordan, Converse, а также Hurley, проданный в третьем финансовом квартале 2020 года.
Влияние на сообщества
Цель – инвестирование минимум 1,5% от прибыли до удержания налогов, чтобы положительно влиять на сообщества.
Ключевые задачи:
- Стимулировать детей 7-12 лет к движению через игры и спорт.
- Вдохновить большинство сотрудников Nike на взаимодействие с сообществами и поддерживать их накопленным опытом, временем и деньгами.
- Обеспечить устойчивое воздействие на общество на первичных рынках и предоставлять ресурсы в остальном мире.
Результат. На протяжении 2015-2015 гг. Nike удерживала показатель инвестиций в сообщества на уровне 1,8-1,9%, т.е. даже перевыполнила цель. Поддержка людей – это здорово, не верьте тем, кто говорит, что Nike интересует лишь прибыль.
Устойчивое производство
Цель – производство продукции на 100% фабрик, являющихся устойчивыми.
Ключевая задача: исключить чрезмерную сверхурочную работу (снижение до 0%).
Результат. Под устойчивым понимается производство, на котором соблюдаются нормы по минимальному воздействию на окружающую среду, а тажке отсутствует переработка и прочие нарушения трудового режима. Первый целевой показатель здесь – это доля фабрик, которым был присвоен рейтинг «Бронза» или выше. За 5 лет компании удалось увеличить его с 86% до 94%. Второй – доля фабрик с избыточным рабочим временем. Здесь произошло снижение с 3,3% до 0,8%.
По обоим показателям не были достигнуты целевые значения, но получен существенный прогресс. И в ближайший год-два Nike должна «дожать» эти цели. Может быть тогда прекратятся нападки на Nike, что на ёё фабриках якобы используется рабский труд и прочие нарушения прав человека.
Продукты
Цель – создание продуктов с максимальной производительностью и при этом с минимальным воздействием на экологию, со снижением влияния на 10%.
Ключевая задача: выпускать более 80% устойчивой продукции.
Результат. Доля устойчивых продуктов была существенно увеличена с 27% в 2015 г. до 60% в 2020 г., однако не был достигнут целевой показатель в 80%. Средний углеродный след, измеряемый в кг выделяемого углекислого газа на одно изделие, остался на прежнем уровне: в 2015 и 2020 гг получено значение в 7,33 кг/единицу. Таким образом, не достигнута цель снизить выбросы на 10%.
Здесь нужно сказать, что Nike стремиться снизить своё воздействие на экологию и другими способами. Например, в партнерстве с компанией WeForest был высажен первым миллион деревьев. А они, как известно, в процессе жизни поглощают углекислый газ и выделяют кислород. И это только начало.
Материалы
Цель – увеличение доли экологически чистых материалов в одежде и обуви.
Ключевая задача: более устойчивое использование 100% хлопка через компанию.
Результат. Доля использования устойчивых материалов в одежде к 2020 году увеличена с 19% до 59%, в обуви доля немного снизилась с 31% до 29%. Доля хлопка с более устойчивым использованием выросло с 24% до 100%. Таким образом, Nike достигла цели по данному направлению.
В последние пару лет было как никогда много релизов экологичной одежды и обуви. Здесь можно вспомнить кроссовки из мусора Space Hippie, Air VaporMax 2020 и Cosmic Unity, запуск раздела с экологичной одеждой на сайте Nike, футбольные джерси из переработанных пластиковых бутылок и др.
Углерод и энергия
Цель – получение 100% возобновляемой энергии на собственных или управляемых объектах к концу 2025 финансового года. Поощрение более широкого внедрения в рамках усилий Nike по контролю за абсолютными выбросами.
Ключевая задача: снизить электропотребление и выбросы углекислого газа на 25% на одно изделие в ключевых операциях и на 35% на кг при окраске и отделке.
Результат. Доля используемой возобновляемой энергии на собственных или управляемых объектах Nike увеличилась с 14% до 48%. Энергопотребление на выпуск одного изделия в ключевых операциях снизилось на 3%, а выбросы углекислого газа – на 5%. Энергопотребление на кг в процессах окраски и отделки снизилось на 16%, а выбросы углекислого газа – на 15%. Таким образом, цели по данному направлению выполнены частично.
Отходы производства
Цель – исключение выброса на свалку или сжигания отходов производства, сокращение общих отходов.
Ключевая задача: снизить на 10% индекс отходов в производстве обуви и расширить практику не использования свалок в распределительных центрах и штаб-квартире Nike (WHQ).
Результаты. Выброс отходов на свалки в производстве обуви сократился с 6,6% до 0,1% – почти до нуля. Индекс отходов сократился со 100% до 97%. Показатель не использования свалок остался на прежнем уровне в 88%. Цель и задачи по отходам выполнены частично.
Чистая вода
Цель – внедрение инноваций и применение новых подходов к сокращению использования воды в цепочке поставок Nike, сокращение на 20% использования пресной воды в окраске и отделке.
Ключевая задача: повысить гибкость за счёт снижения рисков с поставкой воды.
Результат. Использование воды при окраске и отделке текстиля снижена на 30%. Эта цель уверенно достигнута.
Химия
Цель – достижение нулевого сброса опасных химикатов.
Ключевые задачи:
- Соответствовать на 100% требованиям Nike Restricted Substance List (RSL).
- Соответствовать на 100% списку используемых веществ Nike Manufacturing Restricted Substances List (MRSL).
- Повысить эффективность управления вводом химических веществ за счёт масштабирования более экологичной химии.
- Руководить изменениями в отрасли за счёт коллективных действий.
- Сотрудничать со 100% поставщиков, отвечающих требованиям качества сточных вод для окраски и отделки.
Результат: Соответствие списку RSL увеличилась с 95 до 98%. Соответствие списку MRSL увеличилось с 67% до 85%. Доля поставщиков, отвечающих требованиям качества сточных вод для окраски и отделки увеличилась с 40% до 69%. Есть существенный прогресс в области химии, но не все цели были достигнуты.
Общие результаты
Подводя итог, можно сказать, что компания Nike не добилась всех поставленных целей на эту пятилетку, но большую часть из них всё же выполнила, либо был достигнут значительный прогресс. Существенное влияние на результаты оказали чрезвычайные события и ограничения 2020 года, связанные с пандемией коронавируса. Компании пришлось перестраиваться на ходу и на конец года получены не такие результаты, как ожидалось.
Открывая следующие 5 лет, Nike ставит перед собой ещё более амбициозные цели на 2025 год. Анализ результатов дал пищу для размышлений и позволил выработать новый план действий, включающий более точные и измеряемые шаги. Будем наблюдать за успехами Nike в ближайшие годы.
Взгляд в будущее
В центре бизнеса Nike по-прежнему остаются спорт, экология и люди. Nike верит в силу спорта, его способность двигать мир вперед и проявлять лучшие качества в человеке.Компания сосредоточила усилия на преодолении препятствий, которые мешают людям реализовать свой полный потенциал. Это и доступность спорта и изменение климата и созданием более равного инклюзивного мира.
Все эти вопросы взаимосвязаны: если обращаешься к одному из них, то сразу воздействуешь и на другие. Это вдохновляет мыслить масштабнее и работать усерднее, стремиться к лучшему. Nike старается выработать стратегию достижения как можно большего. Компания стремиться вдохновить людей, чтобы они присоединились к ней в этом путешествии и стали частью глобальных изменений.
Отчёт о влиянии Nike 2020: https://purpose.nike.com/fy20-nike-impact-report
***
Подписывайтесь на Nike Fans в Telegram, если хотите следить за новинками Nike. Обсудить публикацию с другими можно в комментариях.